В наследство от плановой экономики современной России достались промышленные гиганты, содержащие в своем составе ряд разнородных производств и технических подразделений по их обслуживанию. С переходом к рыночным отношениям структура таких предприятий оказалась неэффективной с позиций обеспечения оптимизации цен на производимые товары (услуги), возможностей их сбыта, переориентации производства на создание новой, конкурентоспособной продукции. Функционирование таких предприятий в условиях рынка привело к появлению невостребованных мощностей, моральному и физическому старению основных фондов, неэффективному использованию производственных ресурсов. В настоящее время необходимо изменение принципов работы таких предприятий, направленное на их реструктуризацию, которая способствовала бы улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономической деятельности.
В связи с этим встает вопрос о разукрупнении (децентрализации) предприятий с выделением отдельных сегментов бизнеса, как юридически обособленных, так и функционирующих в пределах данного предприятия, наделенных определенной свободой в принятии финансово-хозяйственных решений. То есть необходимо сформировать такую структуру предприятия, которая будет учитывать финансовые интересы сегментов бизнеса и повысит эффективность предпринимательской деятельности всей организации в целом.
За последнее десятилетие в условиях рынка появилось много новых крупных и средних предприятий выпускающих разнородную продукцию, которая используется как внутри самой организации, так и внешними потребителями. В связи с этим встает вопрос об определении внутренней цены на продукцию, передаваемую одним подразделением другому в рамках одного предприятия. Такая внутренняя цена передачи называется трансфертной.
Не смотря на то, что перед многими предприятиями в настоящее время стоит проблема трансфертного ценообразования, отечественная практика бюджетного управления еще не выработала единого подхода к решению вопроса формирования внутрифирменных трансфертных цен.
Целью курсовой работы является определение оптимальной методики расчета трансфертной цены для сегмента бизнеса, реально действующего предприятия.
В работе будут рассмотрены различные методики формирования трансфертной цены, широко применяемые в зарубежной практике: на базе полных издержек, на базе переменных издержек, рыночная и договорная цены, история возникновения трансфертной цены, необходимые условия для ее установления, определение рыночной цены, точки безубыточности для конкретного сегмента бизнеса (автоподразделения) транспортно-экспедиционной компании.
Результатом работы станут рекомендации руководству компании по формированию трансфертной цены на услуги автоподразделения.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Впервые вопросы о трансфертном ценообразовании стали возникать в связи с процессами концентрации производства, сопровождавшиеся его специализацией в 50-60-е годы XIX века. Это было время формирования крупных транснациональных корпораций, когда продукция, произведенная на одном предприятии корпорации, должна была передаваться другому предприятию этой же корпорации. Вставал вопрос о формировании цены на такую продукцию, предназначенную для передачи. Эту цену впоследствии стали называть трансфертной ценой. Трансфертная цена - это условная, расчетная цена на продукцию (услуги) одного центра ответственности, передаваемую ("продаваемую") другому центру ответственности того же предприятия. Трансфертные цены должны устанавливаться так, чтобы для каждого из центров можно было определить и реальные расходы и прибыль, что в дальнейшем позволит оценить эффективность и выявить "узкие места" в деятельности предприятия. Таким образом, трансфертное ценообразование представляет собой основу для методов измерения, оценки, контроля и стимулирования деятельности центров ответственности.
С использованием трансфертных цен модно построить, например, такую модель производственных отношений между сегментами бизнеса в пределах одного коммерческого предприятия: отдел продаж (коммерческий сегмент) покупает продукцию у производственного сегмента по трансфертной цене, а затем продает эту продукцию внешнему потребителю, установив собственную наценку.
Трансфертное ценообразование в рыночной экономике характерно для децентрализованной структуры управления, когда одним структурным подразделения организации (сегментам бизнеса) предоставлена определенная финансовая и хозяйственная самостоятельность. Администрация предприятия решает, каким подразделениям предоставить возможность самостоятельно зарабатывать прибыль (т.е. предоставить свободу внутреннего и внешнего ценообразования), выбирать поставщиков и покупателей. Кроме того, необходимо совпадение интересов менеджеров различных подразделений и всей организации . Оптимальной будет такая ТЦ, которая обеспечит максимальный маржинальный доход каждому сегменту в отдельности и предприятию в целом. Использование трансфертных цен предполагает составление сегментарной отчетности. Если сформированная на базе ТЦ управленческая отчетность обеспечит возможность объективной оценки эффективности функционирования каждого сегмента бизнеса, то такую ТЦ можно считать правильно установленной.
В странах с рыночной экономикой используются следующие методики расчета трансфертных цен:
- цена на базе полных издержек;
- цена на базе переменных издержек;
- рыночная трансфертная цена;
- договорная трансфертная цена.
Независимо от варианта расчета трансфертной цены во внимание должны приниматься следующие принципы:
- трансфертная цена должна отражать цели предприятия и способствовать согласованию с ними тактических целей подразделений;
- трансфертная цена должна поддерживать автономность центров ответственности (децентрализованное управление внутри предприятия);
- трансфертная цена должна быть побудительным мотивом к контролю затрат и обеспечивать гибкость в качестве финансового инструмента управления.
Поскольку каждый центр ответственности в рамках финансовой структуры предприятия рассматривается как самостоятельное хозрасчетное подразделение, то особую популярность в странах с рыночной экономикой получил метод установления трансфертной цены на основе рыночной. Преимущество рыночных цен – в их объективном характере. Установленная на их основе трансфертная цена не зависит от взаимоотношений и квалификации менеджеров продающих и покупающих сегментов бизнеса. Использование рыночных цен в качестве трансфертных хорошо подходит к концепции центров ответственности и делает возможной оценку деятельности менеджеров и подразделений, основанную на финансовых результатах. В трансфертном ценообразовании всегда участвуют две стороны: центр ответственности, передающий свою продукцию (услугу), и центр ответственности, принимающий этот продукт (услугу) для ее последующей переработки или потребления. При формировании трансфертных цен на основе рыночных цен обеим сторонам предоставлено право взаимодействия с внешними продавцами и покупателями, с соблюдением следующих условий:
- центр ответственности, приобретающий продукцию (услугу), должен покупать ее внутри предприятия до тех пор, пока продающий центр ответственности не завышает существующие рыночные цены и желает продавать свою продукцию внутри предприятия;
- если продающее подразделение завышает существующие рыночные цены, то покупающий центр ответственности может приобрести их на стороне. Однако для применения рыночных трансфертных цен необходимо наличие:
- хорошо развитого рынка полуфабрикатов и комплектующих, аналогичных продукции подразделений;
- устойчивых равновесных цен;
- достаточно высокой степени децентрализации управления, когда подразделения вправе выбирать: покупать и продавать как "у себя", так и на стороне. При этом качество продукции (услуги), своевременность и надежность поставок должны быть сопоставимы с соответствующими показателями продукции (услуги) сегментов организации.
Однако, если рынок аналогичных товаров и услуг производимых сегментом недостаточно развит, то сформированная на основе рыночной трансфертная цена может оказаться неполноценной. Кроме того, маркетинговые исследования рыночных цен приведут к дополнительным расходам.
Тогда следует обратиться к другому методу расчета трансфертного ценообразования – расчету ТЦ на основе себестоимости. Здесь возможны разные варианты. В основу ТЦ может быть положена:
- полная фактическая себестоимость;
- нормативная себестоимость;
- переменная себестоимость
В любом случае ТЦ рассчитывается по формуле «себестоимость плюс», т.е. в ТЦ на продукцию передающего подразделения закладывается выбранный показатель себестоимости и фиксированный в виде процента размер прибыли этого подразделения. Например, ТЦ может рассчитываться по формуле «120% от полной себестоимости», «180% от переменной себестоимости», «150% от нормативной себестоимости».
К достоинствам этого метода следует отнести, во-первых, гарантированную уверенность предприятия в получении достаточной прибыли от производственного процесса в целом, если трансфертные цены на каждом уровне генерального бюджета показывают увеличение прибыли. Преимуществом варианта расчета ТЦ на базе полной фактической себестоимости является объективность и простота расчетов. Рассчитанная этим методом ТЦ близка к рыночной, что способствует принятию правильных управленческих решений.
Основным недостатком метода полных издержек является то, что при расширении объема производства данный метод является плохим ориентиром, так как включает в трансфертную цену и постоянные издержки, не меняющиеся с изменением объема производства. Вследствие этого передающий центр ответственности не заинтересован в снижении своих фактических затрат, так как заранее уверен, что трансфертная цена не только покроет, но и превысит их на сумму установленной наценки. Следовательно, невозможно судить о степени эффективности работы передающего свою продукцию сегмента, а, значит, и контролировать ее.
Этих недостатков лишен метод расчета ТЦ на базе нормативных затрат. В этом случае, по существу, рассчитывается нормативная ТЦ. Превышение фактической ТЦ над нормативной свидетельствует об убыточности работы передающего сегмента, а обратное соотношение – об эффективности. Однако, при высоком уровне инфляции, в условиях мелкосерийного и индивидуального производства нормирование затрат неприемлемо.
Поэтому практикой западного, бюджетного управления рекомендуется расчет трансфертных цен на основе переменной себестоимости в рамках системы "директ - костинг", разделяющей прямые издержки и косвенные. В данном случае трансфертная цена определяется как сумма удельных переменных затрат трансфертного продукта и удельного маржинального дохода, представляющего собой совокупность удельных постоянных затрат и удельной плановой (расчетной) прибыли. Этот метод более универсален и приемлем как в случае отсутствия, так и в случае наличия недогруженных мощностей предприятия, так как подразделению - продавцу не возмещаются расходы сверх затрат, запланированных в бюджете (плюс прибыль). В связи с этим центр ответственности приобретает в любом случае стимул для контроля переменных расходов. Постоянные расходы будут покрываться за счет совокупной выручки предприятия в целом. Таким образом трансфертная цена рассчитанная данным методом не покрывает постоянные издержки, а, следовательно, невозможно рассчитать прибыль, зарабатываемую структурным подразделением, передающим свою продукцию и оценить уровень эффективности работы менеджера данного центра ответственности с использованием показателей прибыли и дохода, что снижает стимулы менеджера к сокращению издержек.
Общий недостаток всех рассмотренных методов трансфертного ценообразования на базе себестоимости заключается в высокой вероятности того, что цена продажи продукта внешнему потребителю окажется выше рыночной, что осложнит его реализацию на внешнем рынке.
Еще один метод трансфертного ценообразования - расчет договорной трансфертной цены, которая определяется как удельная переменная себестоимость плюс удельный маржинальный доход, утраченный центром ответственности - "продавцом" в результате отказа от внешних продаж и поставкой своего полуфабриката (услуги) внутри предприятия. Достоинством данного метода является то, что он может применяться в условиях как полной, так и неполной загрузки производственных мощностей предприятия.
Независимо от применяемых методов трансфертного ценообразования верхней границей трансфертной цены является рыночная цена. Нижняя граница рассчитывается по формуле: ТЦ = Удельная переменная + Удельный маржинальный доход,
себестоимость утраченный продающим подразделением
в результате отказа от внешних продаж Если полученная величина окажется ниже рыночной, то трансфертная цена на продукт будет устанавливаться путем переговоров между сегментами. Если же полученная величина окажется выше рыночной, то трансфертная цена рассчитанная таким методом бессмысленна, т. к. продукт выгоднее покупать у внешнего продавца по рыночным ценам.
Страны с рыночной экономикой успешно применяют все рассмотренные выше методы трансфертного ценообразования. Выбор того или иного метода расчета ТЦ определяется рядом факторов:
- характером решаемых в результате трансфертного ценообразования задач;
- степенью децентрализации организационной структуры предприятия;
- состоянием рынка продуктов и услуг, на которые устанавливаются трансфертные цены.
Трансфертная цена в странах с рыночной экономикой является инструментом принятия экономически целесообразных управленческих решений.
3.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ООО «ТЭК Диспетчер» оказывает транспортно-экспедиционные услуги по перевозке грузов по железной дороге. Организация имеет собственный автопарк, состоящий из пяти бортовых автомобилей ЗИЛ для перевозки среднетоннажных контейнеров (5-и и 3-х тонных). Так как некоторые товарные станции выделяют порожние контейнеры под погрузку и принимают их к перевозке только при условии постановки на автомобили принадлежащие автохозяйству станции, либо на машины тех автотранспортных организаций, с которыми у станции заключен договор, ООО «ТЭК Диспетчер» вынужден пользоваться услугами вышеперечисленных организаций, вследствие чего часть собственных машин остается невостребованными (простаивают). Руководством предприятия принято решение организовать обособленное подразделение, которое будет заниматься оказанием автотранспортных услуг, как для собственной организации, так и для внешних потребителей. В связи с этим руководство автоподразделения наделяется определенной финансовой и хозяйственной самостоятельностью в принятии решений. Часть услуг автохозяйство будет отпускать на сторону, другую часть - ООО «ТЭК Диспетчер», которое в свою очередь, может привлекать для аналогичных услуг сторонние организации. Таким образом, возникает проблема формирования трансфертных цен (ТЦ) на услуги автохозяйства. Решение этой задачи позволит предприятию получить дополнительную прибыль, заинтересовать руководство автохозяйства в снижении затрат и в максимизации прибыли, согласовать интересы автоподразделения с интересами организации в целом. Для поддержания баланса интересов центров ответственности работа автоподразделения будет контролироваться директором, чтобы не возникла ситуация, при которой автохозяйство будет все услуги оказывать только сторонним организациям, а ООО «ТЭК Диспетчер» привлекать только внешние автотранспортные организации для перевозки контейнеров. ТРЕБУЕТСЯ: 1. Методом валовой прибыли рассчитать отпускную цену с учетом налога на прибыль и НДС на одну автоперевозку для оказания автотранспортных услуг внешним потребителям, исходя из объема желаемой прибыли 60 000,00 руб в месяц.
2. Определить порог рентабельности.
3. Рассчитать ТЦ на основе рыночных цен, на основе полной, переменной себестоимости, на основе договорной ТЦ и сравнить результаты расчетов ТЦ различными способами.
4. Сравнить финансовые результаты работы автоподразделения и предприятия в целом при расчете ТЦ различными способами.
5. Выбрать оптимальный вариант трансфертного ценообразования, выгодный всем подразделениям.
6. Сделать выводы, дать рекомендации руководству организации.