v Классификация сотрудиков и факторы мотивации
Для систематизации знаний о теории мотивации и анализа
факторов оказывающих влияние на нее, опираяясь на известные труды по:
1. теории Маслоу,
2. теории приобретенных потребностей
Мак-Клелланда,
3. теории ERG Альдерфера,
4. теории факторов Герцберга, и учитывая свой управленческий опыт, наряду с
известными классификациями, мной была разработана собственная классификация
сотрудников организации.
Принцип разделения сотрудников
организации по отведенным только им, глубоко специфическим местам, лежит в
основе теории психогенной матрицы (определение автора – сформированной
(созданной) за счет психической (эмоциональной) энергии). Суть которой состоит
в том, что коллектив является законченной структурой, исключающей возмущения в
порядке формирования своей целостности.
Эмоции
выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой
субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций
состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и
реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности
человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют
деятельность, стимулируя и направляя ее.
В
критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход
из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов — аффект. Одно
из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, «навязывая субъекту
стереотипные действия, представляет собой определенный, закрепившийся в
эволюции, способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение,
агрессию и т.п.».
На
важную мобилизационную, интегративно-защитную poль эмоций в свое время указывал
П.К.Анохин. Он писал: «Производя почти моментальную интеграцию (объединение в
единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь
могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм,
часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм
ответной реакции организма». Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет
возможность чрезвычайно выгодно npиспособиться к окружающим условиям. Он в
состоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие не
определив еще его тип, форму, другие частные конкретны параметры.
Эмоциональные
ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ
поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о
разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Чем более
сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной
лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных
состояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей
человека в общем и целом соответствует числу и разнообразию характерных для
него эмоциональных переживаний и чувств, причем чем выше потребность по своей
социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.
Основные
фундаментальные эмоции по К. Изарду можно разделить на положительные и
отрицательные.
- положительные эмоциональные состояния —
интерес и радость;
- отрицательные эмоциональные состояния —
страдание, гнев, отвращение, презрение, страх и стыд;
- удивление — не имеет четко
выраженного отрицательного или положительного знака эмоциональной реакции
на внезапно появившиеся обстоятельства.
При
соединении фундаментальных (доминирующих) эмоций могут появиться такие
комплексные состояния, как тревожность, сочетающая в себе страх, гнев, вину и
интерес. Эмоциональные переживания неоднозначны, многое зависит от черт
характера человека, если человек по характеру интроверт, то ему в большей
степени присуща тревожность.
Состояние
постоянной тревожности может переходить в стрессовые ситуации, а следовательно,
может привести человека к неврозу и другим заболеваниям, поэтому желательно
вовремя выявить наличие высоких показателей тревожности и принять
соответствующие меры.
Структура организации, с точки зрения
психогенной классификации, стремиться к гармонии. Все ее элементы (сотрудники с
доминирующими эмоциями) взаимозаменяемы, если структура матрицы (состава
коллектива) изменяется. Для примера, приводиться структура психогенной матрицы
аудиторской фирмы «Сервис-Аудит» табл.1, где под номерами понимаются
сотрудники:
1. Генеральный Директор,
2. IT
– администратор,
3. Секретарь,
4. Аудитор Х,
5. Аудитор Y,
6. Руководитель Департамента Общего
аудита,
7. Курьер Х,
8. Аудитор Z,
9. Бухгалтер Х,
10. Главный бухгалтер,
11. Руководитель Департамента работы с
клиентами,
12. Курьер Y,
13. Ведущий специалист-методист,
14. Аудитор ХХ,
15. Аудитор YY,
16. Руководитель Департамента IT,
17. Аудитор XY,
18. Бухгалтер Y,
19. Кассир,
20. Уборщица.
[Таблица 1 находиться в каталоге файлов]
Управление мотивацией в аудиторской
фирме расчитано на признание эмоциональной коллективной зависимости всех
сотрудников друг от друга. Выявление внутренних мотивов каждого сотрудника
привело к дальнейшему развитию стимулирования на основе современных методов:
1. Согласно теории Герцберга, улучшение
условий труда не будет мотивировать работников. Герцберг объясняет, что если мы
хотим действительно стимулировать людей, необходимо думать о вознаграждении,
связанном с признанием, достижениями и личным профессиональным ростом, потому
что предоставление только гигиенических факторов просто будет устранять
неудовлетворение и не делать ничего, чтобы стимулировать служащих в положительном
плане.
Использоваие вышеназванной методики
стимулирования явилось стабилизирующим фактором в процессе формирования рабочих
команд для проверок. Выявление скрытых мотивов и удовлетворение потребностей
привело к дальнейшему улучшению внутренней культуры коллектива, справедливому
распределению зарплат и перераспределению обязанностей во время межсезонной
работы.
2 . Виды индивидуальной мотивации
эффективной деятельности приведены в Табл.2.
[Таблица 2 находиться в каталоге файлов]
3. Опираясь на изложенное выше можно
сформулировать ряд рекомендаций по совершенствованию системы материального
стимулирования.
Изменился принципиальный подход к формированию материального
вознаграждения, а именно:
¨
Половина
контракта по аудиту или ведению учета распределяется между исполнителями
заказа.
¨
Гарантированное
премиальное поощрение всего коллектива по итогам успешного финансового года.
|